«Люди, изучающие смерть и работающие с ней, делают это по-разному. Одни изучают танатогенез (что привело к смерти), другие - посмертные явления, третьи - психологию неизлечимых больных, четвертые - техники работы с горем. Это все важно и я очень рада, что существует множество специалистов, готовых помочь умирающему и горюющему, знающих, что происходит перед смертью и после нее.
Но меня всегда волновал один вопрос: где те люди, которые изучают человека как носителя смерти? Как называется эта наука?
На курсе "Парадоксальная танатология" мне в голову пришла аналогия: человек - это же кот Шредингера или бомба замедленного действия. У него внутри есть и взрывчатое вещество, и таймер, и провода, и поражающие элементы. Только вот момент, когда "бомба" придет в действие, неизвестен, что делает человека и живым, и мертвым одновременно.
Мы пришли к выводу, что философия - и есть та наука, которая изучает человека как носителя смерти.
В то же время вся "обычная" наука и практика разделяет жизнь и смерть, тем самым обесценивая страхи и страдания человека, который вдруг обнаружил смерть в себе. Это столкновение и понимание, что ты еще жив, но уже мертв, совсем не похоже ни на другие страхи, ни на страхи вообще, и обычные техники тут не подойдут.
Я уверена, что работа со "страхом смерти", равно как и с умиранием, и с гореванием, не должна превращаться в ремесло. Примером для меня тут является Стивен Левин, который совместил философию и психологическую практику в работе со своими подопечными.
Философы всех времен и народов задаются теми же вопросами, что и обычные люди, и ради всех живущих ищут на них ответы. Думаю, таким подспорьем грех не воспользоваться.
Я рекомендую курс "Парадоксальная танатология" и своим клиентам, и своим коллегам, которые хотят выйти на новый уровень. Я убеждена, что нам нужно на него выйти.
Ну и закончу свое послание словами, которые сказала в конце курса. Боюсь ли я смерти? Конечно боюсь. И что с этим делать? Бояться дальше, но и жить дальше. Я наконец-то поняла, что целью должна быть не победа над страхом, а постижение тех вещей, которые гораздо больше страха, которые отодвигают его на второй, третий, десятый план. У меня получилось»