Biblioteka VVV
«Меланхолия» становится ближе
"Нам не страшна могилы тьма..."
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies
Essential cookies
Always On. These cookies are essential so that you can use the website and use its functions. They cannot be turned off. They're set in response to requests made by you, such as setting your privacy preferences, logging in or filling in forms.
Analytics cookies
Disabled
These cookies collect information to help us understand how our Websites are being used or how effective our marketing campaigns are, or to help us customise our Websites for you. See a list of the analytics cookies we use here.
Advertising cookies
Disabled
These cookies provide advertising companies with information about your online activity to help them deliver more relevant online advertising to you or to limit how many times you see an ad. This information may be shared with other advertising companies. See a list of the advertising cookies we use here.
«Есть ли вообще спасение? Оно есть прежде всего и только тогда, когда есть опасность. Опасность есть, если само бытие приходит в крайность и переворачивает забвение, происходящее из него самого». Так говорил Хайдеггер, размышляя о судьбе мира, разгадывая таинственное изречение Анаксимандра. Эти слова Хайдеггера блестяще иллюстрируются известным фильмом Ларса фон Триера «Меланхолия».
«Есть ли вообще спасение? Оно есть прежде всего и только тогда, когда есть опасность"
Есть какая-то глубинная связь между этим фильмом и тем, что происходит сейчас. Мало кому из режиссеров, создателей бесчисленно-однотипных фильмов-катастроф, которые сразу же забываются после просмотра, поскольку ничего существенного в человеке не затрагивают, удалось так безупречно точно связать экзистенциальную тревогу и эсхатологическую угрозу, как это сделал Триер.

Этот фильм выбивается из всех привычных жанровых канонов, поскольку сам создает этот канон. При всей своей метафоричности «Меланхолия» жутко реалистический фильм, поскольку раскрывает в человеке ранее не замечаемый, по крайней мере, не такой отчетливый пласт коллективной экзистенциальной тревоги. И глубочайшее одиночество, которое испытывает человек перед своей неизбежной смертью, трансформируется в чувство всеобщей озабоченности.
Эсхатологическая угроза, становящаяся реальностью, вначале вселяет парализующий страх, а затем оказывает преображающе-трезвящее действо, когда становится абсолютно неотвратимой
Ужас не в том, что погибнет один герой, но все человечество. И пробуждается чувство неведомой и невероятной солидарности, которая заставляет страдать и героев, и зрителей. И не просто страдать, но преображаться, как преобразились обе героини – сестры Джастин и Клэр, проявившие на фоне гибели лучшие человеческие черты.

И если уж давать «Меланхолии» какое-то жанровое обозначение, то это фильм-страдание. В нем представлена одна и та же логика происходящего в случае приближения угрозы всеобщей гибели, описанного А. Камю в романе «Чума»: от абсолютной беспечности и вялотекущего гедонизма современного человека, от которого уже всем тошно, до всеобщей встревоженности и паники. Эсхатологическая угроза, становящаяся реальностью, вначале вселяет парализующий страх, а затем оказывает преображающе-трезвящее действо, когда становится абсолютно неотвратимой.

Как же здесь не вспомнить «Пир во время чумы» Пушкина с его «Есть упование в бою, // И бездны мрачной на краю…» и с торжественным финалом:

«Итак, – хвала тебя, Чума! // Нам не страшна могилы тьма…»

И вот эти слова Пушкина, как бы синтезирующие понимания Хайдеггера и Триера, и есть философская квинтэссенция человеческого удела, в котором очевиден этический призыв к достойному человека поведению и вообще существованию.
Регистрируйтесь на участие во встречах философского онлайн-клуба «Декамерон»
«Декамерон сейчас в тему, как ничто другое!
Своеобразный эталон ранне-ренессансного карантина!
Можно было бы, кстати, приколоться и устроить нечто подобное и сейчас!
Собраться группе дев и юношей на некой загородной даче и развлекать друг друга эротическими былями.
А потом книгу написать: «Декамерон 2020»



Ава Лаврова
@ava_lavrova
Первым узнавать новости BIBLIOTEKA VVV
Подписывайтесь и первыми получайте новости и обновления проекта