Среди больших философов XX столетия хотелось бы вспомнить Жака Маритена и его выступление «Философ во граде», в которой он предельно точно выразил сущность истинной миссия философа и философии. Представляется, что его слова значимы и сегодня, поскольку выраженные в них слова имеют вневременное значение.
Его главная мысль в том, что общество чрезвычайно нуждается в философе. Действительно, философ ведь всегда обращается к людям и не только к своим коллегам, представителям философского сообщества. Такие тоже есть, но все-таки потаенная амбиция философа получить признание в широких слоях мыслящих людей, а не мыслящих подвинуть к осмысленному существованию. Даже если он выражает крайний скепсис по отношению к современникам, как, например, Шопенгауэр, с горечью писавший в своих предисловиях к «Миру как воли и представлении», что совершенно не рассчитывает на ближайшее признание, а пишет в расчете на будущих думающих людей. В конце концов, он пишет для вечности, а не для времени.
Но как привести друг к другу эти две такие несоизмеримые величина как общество и философия? Часто дело кажется просто безнадежным. Вот, что говорит Маритен: «К сожалению, трудно сказать, кто он такой, собственно философ: эта достойная уважения абстракция существует лишь в наших умах. Философов множество, но как только они начинают философствовать, выясняется, что они несогласны или делают вид, что несогласны по поводу всех вещей, в том числе и по поводу первопринципов, философии. Каждый идет своей собственной дорогой. Философы ставят под вопрос все объекты, относительно которых существует общее согласие, и их ответы противоречат друг другу. Чего же ожидать от них для блага общества?»
Кажется, что после этих слов можно поставить крест на философии, тем более что это выдвижение философа в общественную сферу может оказать и небезопасным для него, как в случае с Сократом. Но именно в этом и кроется высшая значимость философии для общества. И даже если, отмечает Маритен, философы бесконечно разделены между собой, то сам поиск истины их объединяет, и возникающие между ними несогласия являются как раз свидетельством такого поиска. И здесь нет разницы между философией и другими родами деятельности. Никто никогда ни с чем не согласен. Разница лишь в том, что несогласие в остальных областях разворачивается вокруг тех или иных истин, в то время как в философии речь идет о самой Истине как таковой. Как же здесь не возникнуть несогласию?!
И далее Маритен говорит важнейшие вещи о философии, о ее неутилитарной природе, в чем всегда так нуждаются люди, если они хотят оставаться людьми. А они хотят, несмотря на все попытки дегуманизации и расчеловечивания. И вот для того, чтобы людям оставаться людьми, им и нужна философия, нужда в которой становится временами самой острой и необходимой. «Ведь люди, как говорит Маритен, не живут лишь хлебом, витаминами и техническими открытиями. Они живут ценностями и реалиями, которые возвышаются над временем и достойны познания сами по себе: они питаются той невидимой пищей, что поддерживает жизнь духа и заставляет их задуматься не только о тех или иных средствах, служащих их жизни, но и о самом смысле существования, страдания и надежды».
С эти трудно спорить, оставаясь в рамках разумной человечности. Что бы человек ни делал в практической сфере, он так или иначе решает прежде всего предельные вопросы. Если человек страдает, утратил смысл и надежу, то но не сможет действовать, или его действия будут неадекватными, от которых он впадет в еще большее отчаяние. Его действия зависят прежде всего от мысли, а не наоборот. Кажется, это прописная истина. Но философия все равно отрицается и ей указывается на ее непрактичность. Как будто такие вещи как существование, страдания и надежду выдумали философы. Это присуще всем, философы лишь глубже думали над ними. Так почему же к ним не прислушаться?
В конце концов, социальная миссия философа в том, убежден Маритен, чтобы оставаясь в рамках философии, открыто заявлять о своих взглядах, выражать свои мысли и свое понимание истины. Он не должен делать никаких специфических заявлений на политические темы, но его свободное высказывание может иметь и политический эффект. Тоже самое и в области науки, религии, искусства, культуры в целом. Свободная мысль философа содержит в себе истинный посыл, или посыл истины, которого нет в других формах существующих дискурсов. Более того, философ ставит под сомнение все существующие дискурсы, претендующие на истину и понимание. И даже если он не выскажет сам какой-то утвердительной истины, его критика наличных мнений может возыметь очень продуктивное действие, так как показывает и разоблачает всегдашнюю человеческую ограниченность, если не глупость. По крайне мере философ может не дать воцариться очередной утопии, заблуждению, обману, ошибки. Вот почему именно философов не просто мало, их вообще нет в официальном медийном дискурсе.
Философ должен высказывать свои мысли, и в этом его миссия, в этом его дело.