Biblioteka VVV
Эрос и танатос
Только подлинный Танатос воскресит подлинный Эрос и прогонит дурную смерть!
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies
Essential cookies
Always On. These cookies are essential so that you can use the website and use its functions. They cannot be turned off. They're set in response to requests made by you, such as setting your privacy preferences, logging in or filling in forms.
Analytics cookies
Disabled
These cookies collect information to help us understand how our Websites are being used or how effective our marketing campaigns are, or to help us customise our Websites for you. See a list of the analytics cookies we use here.
Advertising cookies
Disabled
These cookies provide advertising companies with information about your online activity to help them deliver more relevant online advertising to you or to limit how many times you see an ad. This information may be shared with other advertising companies. See a list of the advertising cookies we use here.
Эрос и Танатос, Две силы, два начала, две могучие стихии, сопровождающие жизнь человеческую от рождения до смерти. И не просто сопровождающие, но и определяющие во многом, в основном, в главном
Фрейд – бесспорно один из главных «экспертов» в этой теме, так и не мог прийти к однозначно-непротиворечивому, то есть рациональному объяснению того, как все-таки Эрос и Танатос работают в человеке, что, в конечном счете, первично
Сколько было пропето гимнов Эросу и Танатосу, сколько было осмыслений, изображений, исследований! Да всю культуру можно представить только лишь как взаимное притяжение и отталкивание, дружбу-вражду, единство и борьбу этих противоположных начал.
Но таких ли уж противоположных? На первый взгляд да, но в глубине не есть ли это нечто единое, непостижимое в своей сути? Фрейд – бесспорно один из главных «экспертов» в этой теме, так и не мог прийти к однозначно-непротиворечивому, то есть рациональному объяснению того, как все-таки Эрос и Танатос работают в человеке, что, в конечном счете, первично. И мучился, и метался он от одного к другому, оставив после себя массу интереснейших наблюдений и догадок, но не ответ!
У Гете Бог оправдывает философа и философию! Почему бы и нам вопреки ортодоксальной косности не поступить также!
А ответа здесь и быть не может, как не может быть в принципе никакого ответа по поводу человека, его окончательного смысла и назначения. Дать такой ответ означает духовно умертвить человека. И это понял великий Гете, когда показал, что Бог спасает Фауста как вечного искателя истины. Что в этом и есть суть человека! У Гете Бог оправдывает философа и философию! Почему бы и нам вопреки ортодоксальной косности не поступить также!
И вот непостижимые, а от этого еще более страшные силы Эроса и Танатоса, стремятся к своему безраздельному господству. Трудно говорить здесь о каком-то балансе, но очевидно, что когда одна из сил приходит к своему господству, то наступает конец. Они сдерживают друг друга, не дают своим амбициям реализоваться полностью. И когда Эрос выходит за рамки приличия, то его укорачивает Танатос, а когда начитает свирепствовать Татанос, то его побеждает Эрос. И торжествует тогда жизнь, и поиск истины продолжается!
«Декамерон» Боккаччо – это как раз яркий пример того, как Эрос одолел Танатос, как восторжествовала любовь, победившая смерть. Но не просто смерть, а смерть, вышедшую за свои пределы. Сейчас ситуация такова, что Танатос должен усмирить дурной Эрос, ставший настолько всеобщим, то есть пошлым, что потерял все свои страстно-романтические энергии, превратившись в глупую индустрию развлечений. И сейчас, как это ни парадоксально, нужно углубить Танатос, истинный Танатос, которого так не хватило человеку.
Как говорил замечательный русский философ Лев Карсавин, мы не умеем по-настоящему умирать, а без смерти нет воскрешения. И поэтому есть лишь дурная смерть, дурное умирание и дурное бессмертие.
В «Поэме о смерти» Карсавина есть слова, как будто про наше время: «А воображают, двуглазые, будто хотят одного: жизни и наслаждений, не хотят же другого: смерти и страданий. Думают они, будто сами, по своей доброй воли живут и наслаждаются, а смерть и страдание – лишь роковые следствия, уповательно устранимые».


Сознание, лишенное глубинного нравственного и метафизического измерения, которое раскрывает истинный смысл страданий и смерти, настроено лишь на скольжение по поверхности бытия. «Ужас несовершенного нашего существование не в том, что мы умираем, – говорит Карсавин, – а в том, что не хотим умирать и, непрестанное умирая, никак умереть не можем».
Это, конечно, парадокс, более того, жуткий антигуманизм, который в статье Карсавина «О так называемом "бессмертии души"» звучит прямо-таки устрашающе: «Во всем своем несовершенстве человек может достичь самого порога истинного миропонимания, всецелого и всецело действенного лишь чрез смерть. Это новое отношение к миру и себе звучит отголоском «свершенного» в предсмертных словах Франциска: "Добро пожаловать, сестра моя, Смерть"».

Иными словами, смертью смерть поправ!
~
Продолжить сегодня «Декамерон», его дух и стиль – значит углубить серьезную философскую рефлексию над смертью, недостаток которой не просто оглупляет человека, он делает его еще уязвимым физически. Только подлинный Танатос воскресит подлинный Эрос и прогонит дурную смерть!
Первым узнавать новости BIBLIOTEKA VVV
Подписывайтесь и первыми получайте новости и обновления проекта