Здесь в самый раз вернуться к изначальному замыслу Боккаччо, изложенном во вступлении, где он говорит о «милых женщинах», нуждающихся в утешении больше, нежели мужчины. Что и составляет цель его труда. Он пишет: «Так вот, с целью хотя бы частично загладить несправедливость судьбы, слабо поддерживающей как раз наименее крепких, что мы видим на примере нежного пола, я хочу приободрить и развлечь любящих женщин».
А какая связь между чумой и утешением женщин? Между Эросом и Танатосом в данном случае? Есть ли она вообще? Есть ли здесь какая-то глубинная связь, или просто сердолюбивый и женолюбивый автор пытается развлечь измученных чумным мором молодых и прекрасных женщин веселыми и поучительными историями?
Вряд ли можно дать здесь однозначный ответ. Но автор, действительно, печется о положении женщин, которое, с его точки зрения, гораздо хуже положения мужчин. И его наблюдения очень ценны, они, можно сказать, продвигают «женский вопрос», ставя вопрос, говоря современным языком, о «женской экзистенции». Как актуальны и справедливы его слова в адрес положения любящей женщины, ведь женщина и любовь единосущны. Это как раз то, что не дооценила средневековая аскетика, видя в женщине лишь источник греха и разврата.
Вот как описывает Боккаччо положение влюбленной женщины, которое гораздо плачевнее положения влюбленного мужчины, «Женщины от стыда и страха затаивают любовный пламень в нежной груди своей, а кто через это прошел и на себе испытал, те могут подтвердить, что огонь внутренний сильнее наружного. К тому же, скованные хотеньем, причудами, веленьями отцов, матерей, братьев, мужей, они почти все время проводят в четырех стенах, томятся от безделья, и в голову им лезут разные мысли, далеко не всегда отрадные. И если от этих мыслей, вызванных томлением духа, им иногда взгрустнется, то грусть эта, на великое их несчастье, не покидает их потом до тех пор, пока что-нибудь ее не рассеет».
Это, можно сказать, женщина с расстроенной экзистенцией, так как женская экзистенция в любви. И здесь корень ее проблемы, которую ни психология, ни сексология не в силах решить. Боккаччо можно сказать впервые в европейской культуре ставит вопрос о женской экзистенции, то есть о смысле и предназначении женщины, которая, если этого не понимает, просто-напросто несчастна. И это на фоне чумы, всепоглощающей смерти, которая уничтожает всяческий смысл, прежде всего женский, поскольку уничтожает саму функцию жизни, жизнерождения, связанную с женщиной. Здесь сама эротика бьются с чумой за права женщины, за ее право быть женщиной, то есть любить и быть любимой.
В благочестивых намерениях автора сомневаться не приходится. Он пишет: «Читательницы получат удовольствие, – столь забавны приключения, о коих здесь идет речь, и в то же время извлекут для себя полезный урок: они узнают, чего им надлежит избегать, а к чему стремиться. И я надеюсь, что на душе у них станет легче». Это, можно сказать, морализм плюс эротизм – формула женского счастья. Идеал, заданный Боккаччо на века.