В сегодняшних реалиях эпидемии наиболее очевидно проявляет себя этот «медикалисткий» дискурс общества контроля. И если (тем более что) поводом для всех трансформаций выступает эпидемия как явление медицинское, то и на первый план выходит контроль за состоянием здоровья тела, и все процедуры принуждения носят также медицинский характер. Медикализации подвергаются все сферы общественной жизни, как «тот факт, что человеческое существование, поведение и тело интегрируются во все более густую сеть медицинского сервиса, и сеть эта захватывает все большее количество вещей» (Фуко). И если карантинные меры как определенная практика формирования индивида были вполне хорошо проанализированы Фуко в рамках классической эпистемы, то особенность сегодняшней ситуации - в окончательном пробуждении и развертывании этой клинической практики в глобальном масштабе. Уже не имеют значения социальные, культурные, политические различия – с приходом эпидемии все становятся одинаково равны и беззащитны перед тотальным подчинением и медицинским контролем. Медицина же становится главной практикой современного общества. Важно отметить, что в этих условиях «медицина» – уже чисто бюрократическое предприятие, призвание врача превращается сначала в профессию, а потом в механическую функцию, он теперь – лишь «медицинский работник» (равно как преподаватель – представитель «системы образования», судья – сотрудник «органов правосудия и юстиции» и т. д.). Виртуализация жизни и развитие ИИ (искусственного интеллекта) лишь логически завершает передачу этих функций машинам.
Но останется ли с перемещением в личности в область цифровых технологий (и искусственного интеллекта) актуальным понятие тела и насколько будет востребован больничный медикализм в будущем? Сегодня журналист и футуролог Золтан Иштван пишет: «...достижение цели трансгуманистов - увеличить продолжительность жизни - не ограничивается традиционными медицинскими методами. Некоторые люди пытаются загрузить свои воспоминания и переложить свои личности на машины, чтобы создать собственные виртуальные копии, идентичные им реальным. Другие используют крионику для заморозки тела, чтобы в будущем оживить себя, когда технологии позволят это сделать. Третьи хотят использовать ИИ, чтобы увековечить свои учетные записи в Facebook и Twitter, с которых будут публиковаться оригинальные сообщения даже после смерти владельцев». Этот оптимизм футурологов совершенно не чувствителен тревоге. Примечательно, что с даже с появлением технологий цифрового «бессмертия», понятие «тела» не исчезает. По словам Рэя Курцвейла (технический директор Google): «Мы будем становиться все более небиологическими существами, пока не дойдем до состояния, когда небиологическая часть станет превалировать, а биологическая утратит свое значение. У нас будут небиологические тела —мы сможем создавать их с помощью нанотехнологий. Мы сможем создавать виртуальные тела и виртуальную реальность, которая будет полностью реалистичной благодаря тому, что виртуальные тела будут настолько же детальны и убедительны, как настоящие. Мы сможем выбирать, как нам создавать новые тела... Мы сможем чувствовать виртуальное тело, как свое собственное, а виртуальная среда может быть такой же реальной, как настоящая жизнь». Таким образом, с исчезновением биологического тела медицина полностью вырождается в систему учета и контроля этих виртуальных тел. Является ли подобная перспектива злом? Воспетый вдоль и поперек в массовой культуре злободневный конфликт человека и машины (равно как личности и государства) предполагает ответ на этот вопрос. Скорее всего конфликт будет исчерпан лишь при условии, когда личность будет ассимилирована самой машиной, что скорее всего, означает капитуляцию первой. Личность становится бесполезной, вернее становятся бесполезными те, кто пытается ее сохранить. В этой логике не сложно угадать контуры фашизма, цитируя Ханну Арендт: «Тоталитаризм стремится не к деспотическому господству над людьми, а к установлению такой системы, в которой люди совершенно не нужны».
Остается открытым вопрос конечного выгодоприобретателя подобного эксперимента, основанного на вполне конкретных медикалистких практиках и технологиях. Очевидно, что его цель – безграничная и абсолютная власть над человеческим субъектом. Критически исключая любую конспирологию (что примитивно), как и метафизику в духе гегелевского идеализма (что, скорее всего, не актуально), отправную точку для ответа можно попытаться найти у того же Фуко: «Среди основных объектов, какими должна была заниматься эта технология, — население, в котором меркантилисты видели принцип обогащения, а весь мир признавал существенную часть силы государства». Единого центра силы нет, но «существует переплетение властных отношений, каковое в итоге и делает возможным господство одного общественного класса над другим, одной группы над другой». Потому скорее конечным бенефициаром найдем обретающий вполне сущностные черты монстра и способность к самовоспроизведению в недрах властных отношений безликий деспотический административный аппарат, осуществляющей господство над массой, состоящей из "нормализованных" и разложенных на функции индивидов (эту тему развивает также, например, К. Ясперс в работе "Духовная ситуация времени"). Полезный, послушный и подконтрольный сформированный медицинскими практиками виртуально прозрачный и лишенный приватности индивид сам становится одной из функций большого рукотворного «левиафанова тела», тканями которого выступают отношения власти (а питающими артериями – каналы денежных транзакций). Его бесчеловечная деловитая функциональность и практичность, названная Х. Арендт «банальностью зла», совершенно безразлична к самой жизни, и можно сказать – ненавидит ее. И тогда разве фашист – не прежде всего функционер- бюрократ, «хорошо делающий свою работу», и лишь только потом – окрашенный в идею, одетый в строгую униформу вооруженный злодей- захватчик и пр. атрибуты?